| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие системы воспитания
Муниципальное образовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа» ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ » на 2009-2012 годы. с.Покровка 2009г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Развитие системы воспитания на территории Чистоозерного района» на 2009-2012 годы.
1. Основные положения 1.1 Объект, предмет регулирования и сфера деятельности программы. Объект – дети в возрасте до 18 лет, проживающие на территории села Покровка; специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения образования, общественные объединения, занимающиеся вопросами организации воспитательной деятельности. Предмет регулирования – совершенствование воспитания в системе образования, принятие первоочередных мер, связанных с развитием воспитательной практики образовательных учреждений. Программа реализуется за счет средств текущего финансирования системы образования Чистоозерного района в пределах бюджетов соответствующих уровней. 1.2 Нормативно-правовая база. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Конвенция ООН о правах ребёнка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.; 2. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 3. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ; 4. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ; 5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751; 6. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 № 1756-Р; 7. Программа развития воспитания в системе образования России. Приказ Минобразования России «О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» от 18.10.1999 г. № 574; 8. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422; 9. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196; 10. Постановление правительства российской Федерации «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» от 23.12.2005 №803 11. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16; 12. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Письмо Минобразования России от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13; 13. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности. Письмо Минобразования России от 15.10.2003 г. № 24-51-212/13-28-51-793/16 (Вестник образования № 5, 14. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Минобразования России от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13; 15. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16; 16. Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 21.06.2001 г. № 480/30-16; 17. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16; 18. Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» от 12.05.2003 г. № 111; 19. Постановление главы администрации Новосибирской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области на 2008-2010 годы» от 29.04.2008 г. №125-па; 20. Постановление главы администрации Новосибирской области «О реализации основных задач администрации Новосибирской области в сфере образования на 2006 год» от 06.02.2006. № 37 21. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы». 2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в селе Покровка. В настоящее время в образовательном учреждении обучается и воспитывается 33 ребенка. Для организации воспитательной деятельности школьников в школе необходимо создание сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования: СДК, ДДТ, Чистоозерная ДЮСШ, . Итоги реализации мер по обеспечению развития воспитательной работы в школе позволяют сделать следующий вывод: мероприятия, организуемые ОУ , имеют массовый охват и с каждым годом количество учащихся, задействованных в мероприятиях увеличивается. Традиционные мероприятия ежегодно совершенствуются, что способствует активной занятости учащихся (туристический и экологический слеты, спартакиада школьников, творческие отчеты школ). В школе работают кружки: ИЗО, экологический, музыкальный, ниточка и иголочка, ОФП, подвижные игры, малышок. С охватом детей 80%. Как показал анализ деятельности органов ученического самоуправления, в школе заложена прочная основа для дальнейшего развития моделей участия школьников в управлении школой. Свой вклад в создание положительного морально-психологического климата в школе вносят кружки, секции, факультативы. Творческие отчеты школы, ежегодно проводимые образовательным учреждением, показывают качество подготовки учащихся и учителей. Стало традиционным проведение дней Здоровья, участие ежегодное в спартакиаде школьников, туристическом слете, позволяющее увеличить охват школьников положительной занятостью. Существенно ослабляют воспитательную деятельность образовательного учреждения хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности. Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы воспитательной работы, сделав акцент на развитие внеклассных форм работы с привлечением в100% учащихся.Организовать массовые занятия с привлечением детей во внеурочное время к работе в школе , особенно из семей стоящих на учете ,открытие школы полного дня пребывания. Привлечения к школе дошкольников и открытие группы кратковременного пребывания.
3. Цель и задачи программы Цель Программы- помочь раскрыть творческие способности и возможности детей, реализовать их без ущерба здоровью, привести воспитательную систему в общеобразовательном учреждении в соответствие с потребностями современного образования; формирование гражданской компетентности личности, ее самоопределения и конкурентоспособности. Задачи Программы: -Внедрить в практику работы классных руководителей методики коллективного планирования; -Совершенствовать нормативно-правовую базу системы воспитательной работы; -Повысить роль классного руководителя в организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, продолжить работу по организации мониторинга их деятельности; -Способствовать повышению участия ОУ в районных, областных мероприятиях -Создание сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования. -развивать гуманистические принципы, содержания и механизмы нравственного, гражданского воспитания; содействовать осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»; - совершенствовать и укреплять работу по взаимодействию семьи и общеобразовательного учреждения, способствовать развитию психолого-педагогического просвещения родителей; - продолжить профилактику правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде, за счет расширения возможностей их участия в педагогически организованной внеурочной деятельности;
4. Основные принципы организации воспитания В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся. Особое значение в современном обществе приобретает психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирование социальной ответственности. Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и, соответственно, роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье это одна из основных предпосылок формирования здорового образа жизни. Воспитательный процесс строится в соответствии с принципами: Принцип гуманистической направленности. Принцип природосообразности. Принцип культуросообразности. Принцип эффективности социального взаимодействия. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.
5. Основные направления и особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе образования на новом качественном уровне являются: -активизация мер по повышению социального статуса педагогических работников занятых воспитанием в образовательных учреждениях, создание условий для их профессионального совершенствования и творчества; -развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях; создание единого образовательного пространства; - совершенствование и укрепление работы по взаимодействию семьи и общеобразовательного учреждения, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; -усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением; -развитие и укрепление образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода; -разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения; -формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи; реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения страны; -усиление взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение СМИ в процессы воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;
5.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Так как в школе будет открыта ГКП детей для 5-7 лет. Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач: - создание условий для открытия ГКП в ОУ; - приведение в соответствие нормативно-правовой базы ОУ; -совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания; - обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания. Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях: - разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни; («Нравственное воспитание»; «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Здоровье» и т.д. ) - развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в ГКП и начальной школе.
5.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач: - определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений; - формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих — воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания; - усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них; воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений; - укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта; -создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением; - активизация деятельности классных руководителей и воспитателей; Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях: - сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания; - воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей; - развитие многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций; - усиление значимости досугового компонента образовательного учреждения, создание условий для самовыражения детей во внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, занятий спортом;
6. Обеспечение реализации программы 6.1. Программно-методическое и информационное обеспечение Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в образовательном учреждении необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы выделяются: регулярное проведение методических объединений, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования;
6.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами. Повышение кадрового потенциала, готовности педагогов и специалистов к новым подходам и технологиям воспитания, изучению эффективности воспитательного процесса, осуществлению системного воспитательного взаимодействия, организации индивидуального и группового взаимодействия с детьми и их родителями
6.3. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
1. Организация и проведение воспитательных мероприятий, взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.
2. Осуществление мероприятий по реализации положений Федерального закона № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
7. Ожидаемые результаты реализации программы Реализация Программы развития воспитания в ОУ на 2009-11гг. предполагает повышение качества процесса воспитания детей, воспитательного потенциала образовательного учреждения, профессионального мастерства педагогов как воспитателей, обновление форм и методов воспитательной деятельности.
8. Контроль за ходом реализации программы Координация исполнения программы возлагается на администрацию школы ОУ, которая взаимодействует с исполнителями мероприятий программы, оказывает при необходимости консультативную помощь организациям-исполнителям отдельных мероприятий программы. Основной механизм выполнения программы – ежегодное утверждение Заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизмам реализации программных мероприятий, состав исполнителей. При необходимости исполнители программы вносят в установленном порядке предложения об изменении при продлении срока реализации программных мероприятий.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |