Муниципальное образовательное учреждение
«Покровская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ »
на 2009-2012 годы.
с.Покровка
2009г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Развитие системы воспитания на территории Чистоозерного района»
на 2009-2012 годы.
Наименование программы |
Программа «Развитие системы воспитания»на 2009-2012 |
Исполнитель программы |
Муниципальное образовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа»
|
Руководитель программы |
Куц Галина Васильевна – директор школы |
Цель и задачи программы |
Цель:- помочь раскрыть творческие способности и возможности детей, реализовать их без ущерба здоровью, привести воспитательную систему в общеобразовательном учреждении в соответствие с потребностями современного образования; формирование гражданской компетентности личности, ее самоопределения и конкурентоспособности.
Задачи:
-Внедрить в практику работы классных руководителей методики коллективного планирования;
-Совершенствовать нормативно-правовую базу системы воспитательной работы;
-Повысить роль классного руководителя в организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, продолжить работу по организации мониторинга их деятельности;
-Способствовать повышению участия ОУ в районных, областных мероприятиях
-Создание сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования. |
Объемы финансирования (с расшифровкой) |
По смете федерального, областного и местного бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате выполнения Программы можно получить следующие результаты:
-повышение качества процесса воспитания детей, воспитательного потенциала образовательного учреждения, профессионального мастерства педагогов как воспитателей, обновление форм и методов воспитательной деятельности.
|
1. Основные положения
1.1 Объект, предмет регулирования и сфера деятельности программы.
Объект – дети в возрасте до 18 лет, проживающие на территории села Покровка; специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения образования, общественные объединения, занимающиеся вопросами организации воспитательной деятельности.
Предмет регулирования – совершенствование воспитания в системе образования, принятие первоочередных мер, связанных с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.
Программа реализуется за счет средств текущего финансирования системы образования Чистоозерного района в пределах бюджетов соответствующих уровней.
1.2 Нормативно-правовая база.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
3. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
4. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ;
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
6. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 № 1756-Р;
7. Программа развития воспитания в системе образования России. Приказ Минобразования России «О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» от 18.10.1999 г. № 574;
8. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422;
9. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;
10. Постановление правительства российской Федерации «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» от 23.12.2005 №803
11. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16;
12. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Письмо Минобразования России от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13;
13. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности. Письмо Минобразования России от 15.10.2003 г. № 24-51-212/13-28-51-793/16 (Вестник образования № 5, 2004 г.);
14. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Минобразования России от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13;
15. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16;
16. Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 21.06.2001 г. № 480/30-16;
17. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16;
18. Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» от 12.05.2003 г. № 111;
19. Постановление главы администрации Новосибирской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области на 2008-2010 годы» от 29.04.2008 г. №125-па;
20. Постановление главы администрации Новосибирской области «О реализации основных задач администрации Новосибирской области в сфере образования на 2006 год» от 06.02.2006. № 37
21. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы».
2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в селе Покровка.
В настоящее время в образовательном учреждении обучается и воспитывается 33 ребенка. Для организации воспитательной деятельности школьников в школе необходимо создание сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования: СДК, ДДТ, Чистоозерная ДЮСШ, .
Итоги реализации мер по обеспечению развития воспитательной работы в школе позволяют сделать следующий вывод: мероприятия, организуемые ОУ , имеют массовый охват и с каждым годом количество учащихся, задействованных в мероприятиях увеличивается. Традиционные мероприятия ежегодно совершенствуются, что способствует активной занятости учащихся (туристический и экологический слеты, спартакиада школьников, творческие отчеты школ).
В школе работают кружки: ИЗО, экологический, музыкальный, ниточка и иголочка, ОФП, подвижные игры, малышок. С охватом детей 80%.
Как показал анализ деятельности органов ученического самоуправления, в школе заложена прочная основа для дальнейшего развития моделей участия школьников в управлении школой.
Свой вклад в создание положительного морально-психологического климата в школе вносят кружки, секции, факультативы.
Творческие отчеты школы, ежегодно проводимые образовательным учреждением, показывают качество подготовки учащихся и учителей.
Стало традиционным проведение дней Здоровья, участие ежегодное в спартакиаде школьников, туристическом слете, позволяющее увеличить охват школьников положительной занятостью.
Существенно ослабляют воспитательную деятельность образовательного учреждения хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы воспитательной работы, сделав акцент на развитие внеклассных форм работы с привлечением в100% учащихся.Организовать массовые занятия с привлечением детей во внеурочное время к работе в школе , особенно из семей стоящих на учете ,открытие школы полного дня пребывания. Привлечения к школе дошкольников и открытие группы кратковременного пребывания.
3. Цель и задачи программы
Цель Программы- помочь раскрыть творческие способности и возможности детей, реализовать их без ущерба здоровью, привести воспитательную систему в общеобразовательном учреждении в соответствие с потребностями современного образования; формирование гражданской компетентности личности, ее самоопределения и конкурентоспособности.
Задачи Программы:
-Внедрить в практику работы классных руководителей методики коллективного планирования;
-Совершенствовать нормативно-правовую базу системы воспитательной работы;
-Повысить роль классного руководителя в организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, продолжить работу по организации мониторинга их деятельности;
-Способствовать повышению участия ОУ в районных, областных мероприятиях
-Создание сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, с учреждениями дополнительного образования.
-развивать гуманистические принципы, содержания и механизмы нравственного, гражданского воспитания; содействовать осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- совершенствовать и укреплять работу по взаимодействию семьи и общеобразовательного учреждения, способствовать развитию психолого-педагогического просвещения родителей;
- продолжить профилактику правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде, за счет расширения возможностей их участия в педагогически организованной внеурочной деятельности;
4. Основные принципы организации воспитания
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.
Особое значение в современном обществе приобретает психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирование социальной ответственности.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и, соответственно, роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье это одна из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.
Воспитательный процесс строится в соответствии с принципами:
Принцип гуманистической направленности.
Принцип природосообразности.
Принцип культуросообразности.
Принцип эффективности социального взаимодействия.
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.
5. Основные направления и особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа
Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе образования на новом качественном уровне являются:
-активизация мер по повышению социального статуса педагогических работников занятых воспитанием в образовательных учреждениях, создание условий для их профессионального совершенствования и творчества;
-развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях; создание единого образовательного пространства;
- совершенствование и укрепление работы по взаимодействию семьи и общеобразовательного учреждения, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;
-усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;
-развитие и укрепление образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;
-разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;
-формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи; реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения страны;
-усиление взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение СМИ в процессы воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;
5.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Так как в школе будет открыта ГКП детей для 5-7 лет.
Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:
- создание условий для открытия ГКП в ОУ;
- приведение в соответствие нормативно-правовой базы ОУ;
-совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания;
- обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.
Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:
- разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни; («Нравственное воспитание»; «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Здоровье» и т.д. )
- развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в ГКП и начальной школе.
5.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений;
- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих — воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
- усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них; воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;
- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
-создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
- активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
- сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
- развитие многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
- усиление значимости досугового компонента образовательного учреждения, создание условий для самовыражения детей во внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, занятий спортом;
6. Обеспечение реализации программы
6.1. Программно-методическое и информационное обеспечение
Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в образовательном учреждении необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы выделяются:
регулярное проведение методических объединений, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования;
6.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами.
Повышение кадрового потенциала, готовности педагогов и специалистов к новым подходам и технологиям воспитания, изучению эффективности воспитательного процесса, осуществлению системного воспитательного взаимодействия, организации индивидуального и группового взаимодействия с детьми и их родителями
6.3. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями
Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
1. Организация и проведение воспитательных мероприятий, взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Организация культурно-досуговой деятельности школьников в свободное от занятий и каникулярное время. |
Ежегодно |
Зам директора по УВР
|
2. |
Организация и проведение конкурсов детского творчества, творческих отчетов ОУ. |
Ежегодно |
Руководитель ОУ |
4. |
Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.
(функционирование ДОЛ «Зеленая Роща», работа лагерей дневного пребывания, трудоустройство и т.д.) |
Ежегодно
|
Руководитель ОУ |
5. |
Организация и проведение спортивных соревнований, спартакиады школьников. |
Ежегодно в соответствии с планом работы |
Учитель физической культуры, |
6. |
Организация и проведение туристско-экологической работы (туристический, экологические слеты, конференции, семинары) |
Ежегодно в соответствии с планом работы
|
Учитель физической культуры, старший воспитатель |
7. |
Организация работы школьного самоуправления (семинары, учеба актива, слеты) |
Ежегодно в соответствии с планом работы
|
Старший воспитатель |
7.1 |
Работа школы по выпуску школьных газет , связь через районную газету |
1 раз в год в соответствии с планом работы |
Старший воспитатель, библиотекарь |
8. |
Организация работы советов старшеклассников ОУ. |
Ежегодно в соответствии с планом работы
|
Старший воспитатель |
10. |
Организация и проведение конкурсов и мероприятий, направленных на формирование гражданственности и патриотизма. |
Ежегодно в соответствии с планом работы
|
Руководитель ОУ |
11. |
Организация и проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества, юби-лейным историческим датам. |
Ежегодно в соответствии с планом работы |
Старший воспитатель |
12. |
Освещение и обобщение опыта работы образовательного учреждения по воспитательной деятельности в средствах массовой информации |
Постоянно |
Старший воспитатель |
2. Осуществление мероприятий по реализации положений Федерального закона № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Обеспечение систематического контро-ля за занятостью подросткам, склон-ным к социально-опасному поведению, со стороны педагогических работников. |
Постоянно |
Руководители ОУ |
2. |
Организация досуговой деятельности подростков, находящихся в социально-опасном положении. |
Постоянно |
Старший воспитатель |
3. |
Вовлечение подростков, находящихся в социально-опасном положении в организованные формы труда и отдыха. |
Постоянно |
Классные руководители |
4. |
Содействие индивидуальному трудоустройству подростков, особенно находящихся в социально-опасном положении |
Постоянно |
Руководитель ОУ |
7. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы развития воспитания в ОУ на 2009-11гг. предполагает повышение качества процесса воспитания детей, воспитательного потенциала образовательного учреждения, профессионального мастерства педагогов как воспитателей, обновление форм и методов воспитательной деятельности.
8. Контроль за ходом реализации программы
Координация исполнения программы возлагается на администрацию школы ОУ, которая взаимодействует с исполнителями мероприятий программы, оказывает при необходимости консультативную помощь организациям-исполнителям отдельных мероприятий программы.
Основной механизм выполнения программы – ежегодное утверждение Заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.
Исполнители программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизмам реализации программных мероприятий, состав исполнителей.
При необходимости исполнители программы вносят в установленном порядке предложения об изменении при продлении срока реализации программных мероприятий.