Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение"Покровская основная общеобразовательная школа" Чистоозерного района Новосибирской области

Развитие системы воспитания

 

Развитие системы воспитания

 

                          Муниципальное образовательное учреждение

                     «Покровская основная общеобразовательная школа»

                                                ПРОГРАММА

                             «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ »

                                            на 2009-2012 годы.

                                                 с.Покровка

                                                     2009г.

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Развитие системы воспитания на территории Чистоозерного района»

на 2009-2012 годы.

Наименование программы

 Программа «Развитие системы воспитания»на 2009-2012

Исполнитель программы

 Муниципальное образовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа»

 

Руководитель программы

 Куц Галина Васильевна – директор школы

Цель и задачи программы

Цель:- помочь раскрыть творческие способности и возможности детей, реализовать их без ущерба здоровью,  привести воспитательную систему  в общеобразовательном учреждении в соответствие с потребностями современного образования; формирование гражданской компетентности личности, ее самоопределения и конкурентоспособности.

Задачи:

-Внедрить в практику работы классных руководителей методики коллективного планирования;

-Совершенствовать нормативно-правовую базу системы воспитательной работы;

-Повысить роль классного руководителя в организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, продолжить работу по организации мониторинга их  деятельности;

-Способствовать повышению участия ОУ в районных, областных мероприятиях

-Создание сетевого взаимодействия с  общеобразовательными учреждениями, с  учреждениями дополнительного образования.

Объемы финансирования (с расшифровкой)

По смете федерального, областного и местного бюджетов.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате выполнения Программы можно получить следующие результаты:

-повышение качества процесса воспитания детей, воспитательного потенциала образовательного учреждения, профессионального мастерства педагогов как воспитателей, обновление форм и методов воспитательной деятельности.

 

 

1. Основные положения

1.1 Объект, предмет регулирования и сфера деятельности программы.

         Объект – дети в возрасте до 18 лет, проживающие на территории села Покровка; специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения образования, общественные объединения, занимающиеся вопросами организации воспитательной деятельности.

         Предмет регулирования – совершенствование  воспитания в системе образования, принятие первоочередных мер, связанных с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.

Программа реализуется за счет средств текущего финансирования системы образования Чистоозерного района в пределах бюджетов соответствующих уровней.

1.2 Нормативно-правовая база.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.     Конвенция ООН о правах ребёнка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;

2.     Закон Российской Федерации «Об образовании»;

3.     Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

4.     Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ;

5.     Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;

6.     "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 №  1756-Р;

7.     Программа развития воспитания в системе образования России. Приказ Минобразования России «О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» от 18.10.1999 г. № 574;

8.     Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422;

9.     Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;

10. Постановление правительства российской Федерации «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» от 23.12.2005 №803

11. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16;

12. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Письмо Минобразования России от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13;

13. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности. Письмо Минобразования России от 15.10.2003 г. № 24-51-212/13-28-51-793/16 (Вестник образования № 5, 2004 г.);

14. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Минобразования России от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13;

15. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16;

16. Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 21.06.2001 г. № 480/30-16;

17. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16;

18. Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» от 12.05.2003 г. № 111;

19. Постановление главы администрации Новосибирской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области на 2008-2010 годы» от 29.04.2008 г. №125-па;

20.  Постановление главы администрации Новосибирской области «О реализации основных задач администрации Новосибирской области в сфере образования на 2006 год» от 06.02.2006. № 37

21. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы».

2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в селе Покровка.

В настоящее время в образовательном  учреждении обучается и воспитывается  33 ребенка. Для организации воспитательной деятельности школьников в школе необходимо создание сетевого взаимодействия с  общеобразовательными учреждениями, с  учреждениями дополнительного образования: СДК,  ДДТ, Чистоозерная ДЮСШ,   .

Итоги реализации мер по обеспечению развития воспитательной работы в школе позволяют сделать следующий вывод: мероприятия, организуемые ОУ , имеют массовый охват  и с каждым годом количество учащихся, задействованных в мероприятиях увеличивается. Традиционные мероприятия ежегодно совершенствуются, что способствует активной занятости учащихся (туристический и экологический слеты, спартакиада школьников, творческие отчеты школ).

В школе работают кружки: ИЗО, экологический, музыкальный, ниточка и иголочка, ОФП, подвижные игры, малышок. С охватом детей 80%.

Как показал анализ деятельности органов ученического самоуправления, в школе заложена прочная основа для дальнейшего развития моделей участия школьников в управлении школой.

Свой вклад в создание положительного морально-психологического климата в школе вносят кружки, секции, факультативы.

Творческие отчеты школы, ежегодно проводимые образовательным учреждением,  показывают  качество подготовки учащихся и учителей.

Стало традиционным проведение дней Здоровья, участие ежегодное в  спартакиаде школьников, туристическом слете, позволяющее увеличить охват школьников положительной занятостью.

Существенно ослабляют воспитательную деятельность образовательного учреждения хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности.

  Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы воспитательной работы, сделав акцент на развитие внеклассных форм работы с привлечением в100% учащихся.Организовать  массовые занятия с привлечением детей во внеурочное время к работе в школе , особенно из семей стоящих на учете ,открытие школы полного дня пребывания. Привлечения к школе дошкольников и открытие группы кратковременного пребывания.

 

3. Цель и задачи программы

Цель Программы-   помочь раскрыть творческие способности и возможности детей, реализовать их без ущерба здоровью,  привести воспитательную систему  в общеобразовательном учреждении в соответствие с потребностями современного образования; формирование гражданской компетентности личности, ее самоопределения и конкурентоспособности.

Задачи Программы:

 -Внедрить в практику работы классных руководителей методики коллективного планирования;

-Совершенствовать нормативно-правовую базу системы воспитательной работы;

-Повысить роль классного руководителя в организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, продолжить работу по организации мониторинга их  деятельности;

-Способствовать повышению участия ОУ в районных, областных мероприятиях

-Создание сетевого взаимодействия с  общеобразовательными учреждениями, с  учреждениями дополнительного образования.

-развивать гуманистические принципы, содержания и механизмы нравственного, гражданского воспитания; содействовать осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- совершенствовать и укреплять работу по взаимодействию семьи и общеобразовательного учреждения, способствовать развитию психолого-педагогического просвещения родителей;

- продолжить профилактику правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде, за счет расширения возможностей  их участия в педагогически организованной внеурочной деятельности;

  

 

4. Основные принципы организации воспитания

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.

Особое значение в современном обществе приобретает психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирование социальной ответственности.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и, соответственно, роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье это одна из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.

Воспитательный процесс строится в соответствии с принципами:

Принцип гуманистической направленности.

Принцип природосообразности.

Принцип культуросообразности.

Принцип эффективности социального взаимодействия.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.

 

5. Основные направления и особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа

Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе образования на новом качественном уровне являются:

-активизация мер по повышению социального статуса педагогических работников занятых воспитанием  в образовательных учреждениях, создание условий для их профессионального совершенствования и творчества;

-развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях; создание единого образовательного пространства;

- совершенствование и укрепление работы по взаимодействию семьи и общеобразовательного учреждения, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;

-усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;

-развитие  и укрепление образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;

-разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;

-формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи; реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения страны;

-усиление взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение СМИ в процессы воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

 

5.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Так как в школе будет открыта ГКП детей для 5-7 лет.

Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:

- создание условий для открытия ГКП в ОУ;

- приведение в соответствие нормативно-правовой базы ОУ;

-совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания;

- обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.

Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:

- разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни; («Нравственное воспитание»; «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Здоровье» и т.д. )

- развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и  школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в ГКП и начальной школе.

 

5.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

 - определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений;

 - формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих — воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

 - усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них; воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;

-создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;

- активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

- сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;

- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

- развитие  многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

- усиление значимости досугового компонента образовательного учреждения, создание условий для самовыражения детей во  внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, занятий спортом;

 

 

6. Обеспечение реализации программы

6.1. Программно-методическое и информационное обеспечение

Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в образовательном учреждении необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы выделяются:

регулярное проведение методических объединений, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования;

 

6.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами.

Повышение кадрового потенциала, готовности педагогов и специалистов к новым подходам и технологиям воспитания, изучению эффективности воспитательного процесса, осуществлению системного воспитательного взаимодействия, организации индивидуального и группового взаимодействия с детьми и их родителями

 

6.3. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ

НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

 

 

1. Организация и проведение воспитательных мероприятий, взаимодействие с ведомствами и общественными организациями.

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Организация культурно-досуговой деятельности школьников в свободное от занятий и каникулярное время.

Ежегодно

 Зам директора по УВР

 

2.

Организация и проведение  конкурсов детского творчества, творческих отчетов ОУ.

Ежегодно

 Руководитель ОУ

4.

Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.

(функционирование ДОЛ «Зеленая Роща», работа лагерей дневного пребывания, трудоустройство и т.д.)

Ежегодно

 

Руководитель ОУ

5.

Организация и проведение спортивных соревнований, спартакиады школьников.

Ежегодно  в соответствии с планом работы

 Учитель физической культуры,

6.

Организация и проведение туристско-экологической работы (туристический, экологические слеты, конференции, семинары)

Ежегодно  в соответствии с планом работы

 

  Учитель физической культуры, старший воспитатель

7.

Организация работы школьного самоуправления (семинары, учеба актива, слеты)

Ежегодно  в соответствии с планом работы

 

 Старший воспитатель

7.1

 Работа школы  по выпуску школьных газет , связь через районную газету

1 раз в год в соответствии с планом работы

 Старший воспитатель, библиотекарь

8.

Организация работы  советов старшеклассников ОУ.

Ежегодно  в соответствии с планом работы

 

 Старший воспитатель

10.

Организация и проведение конкурсов и мероприятий, направленных на формирование гражданственности и патриотизма.

Ежегодно  в соответствии с планом работы

 

 Руководитель ОУ

11.

Организация и проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества, юби-лейным историческим датам.

Ежегодно  в соответствии с планом работы

 Старший воспитатель

12.

Освещение и обобщение опыта работы образовательного учреждения по воспитательной деятельности в средствах массовой информации

Постоянно

 Старший воспитатель

 

2. Осуществление мероприятий по реализации положений Федерального закона № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Обеспечение систематического контро-ля за  занятостью подросткам, склон-ным к  социально-опасному поведению, со стороны педагогических работников.

Постоянно

 Руководители ОУ

2.

Организация досуговой деятельности подростков, находящихся в социально-опасном положении.

Постоянно

 Старший воспитатель

3.

Вовлечение подростков, находящихся в социально-опасном положении в организованные формы труда и отдыха.

Постоянно

  Классные руководители

4.

Содействие индивидуальному трудоустройству подростков, особенно находящихся в социально-опасном положении

Постоянно

 Руководитель ОУ

 

7. Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация Программы развития воспитания в ОУ на 2009-11гг. предполагает повышение качества процесса воспитания детей, воспитательного потенциала образовательного учреждения, профессионального мастерства педагогов как воспитателей, обновление форм и методов воспитательной деятельности.

 

8. Контроль за ходом реализации программы

Координация исполнения программы возлагается на администрацию школы ОУ, которая взаимодействует с исполнителями мероприятий программы, оказывает при необходимости консультативную помощь организациям-исполнителям отдельных мероприятий программы.

Основной механизм выполнения программы – ежегодное утверждение Заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.

Исполнители программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизмам реализации программных мероприятий, состав исполнителей.

При необходимости исполнители программы вносят в установленном порядке предложения об изменении при продлении срока реализации программных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"